Таинство Покаяния.

Библиотека на тему: «Таинство Покаяния».

Какие грехи бывают, и как с ними бороться. Извлечение из ПОЛНОЙ ИСПОВЕДИ Святителя Димитрия, Митрополита Ростовскаго.

В помощь кающимся — святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Покаяние – Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Таинство ведет начало от Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния для прощения грехов; (и они) исповедовали грехи свои (Мк. 1, 4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

 

 

 

Читать подробнее…

От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Грех – это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле – самоубийство. Грех страшен в первую очередь тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается благодатной защиты и открывается губительным силам зла, нечистым духам, которые используют любую возможность совершения разрушительных действий в душе грешника.

Поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные могут стать источником недугов телесных – в результате страдают и тело, и душа. На пути к Богу человек не может избежать ошибок и падений. Как говорил апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Рим.7, 19-24). Каждый христианин в тот или иной момент жизни нарушает Заповеди Божии и совершает грех.

Покаяние – это не просто раскаяние в содеянном. В переводе с греческого покаяние означает перемену ума, образа мыслей, пересмотр нравственных ориентиров. Если мы начинаем сокрушаться о своих грехах, но не идем дальше, то это приводит к отчаянию. Показательный пример отчаяния – Иуда. Предав Господа, он впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ничем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, встать на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом различие между ним и апостолом Петром. Тот отрекся от Христа, но всей последующей жизнью, подвигом, доказал свою любовь к Богу. В христианской традиции грех понимается как болезнь, а покаяние как исцеление. Духовная врачебница – это Церковь, а врач – сам Господь, действующий через священника. Священнику не надо рассказывать об обстоятельствах совершения греха и оправдывать себя. Наоборот, следует говорить в духе самоукорения и самоосуждения, надеясь получить прощение от Бога. На исповеди всегда объективным образом, независимо от нас, совершается благодатное действие Божие, очищающее нас от тех грехов, которые были исповеданы перед священником как свидетелем. Остается привычка к греху, может остаться даже тяга к греху, иногда очень долго приходится бороться с последствиями греха, но сам грех уже не существует. В это Церковь твердо верит, и это доказывает весь Ее двухтысячелетний опыт.

Церковь употребляет и особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника – епитимию. Епитимия означает «запрещение». С целью освобождения от греха и преодоления греховной привычки кающемуся предписывается чтение определенных молитв или соблюдение более строгого поста. За тяжкие грехи человек на определенное время отлучается от Святого Причащения. Покаянию способствуют пост и молитва. Желающий причаститься должен накануне быть на вечерней службе. Дома следует (можно в течение нескольких дней) прочесть каноны: покаянный Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю и Последование ко Святому Причащению. Накануне причащения положен пост, меру которого согласовывают со священником. Ради благоговения к Святыне, готовящиеся к причастию, за исключением младенцев и тяжелобольных, после полуночи не принимают пищи и воды, соблюдая воздержание и во всем остальном, включая мысли и чувства. Тем более, готовящийся ко Причастию не должен курить. Причастившись Святых Тайн, необходимо особо внимательно хранить себя в тишине, чистоте и мире. Исповедь по воскресным и праздничным дням совершается накануне вечером и перед началом Литургии, в будни – во время Литургии. Без исповеди или благословения священника никто, кроме младенцев до 7 лет, не должен подходить к Святой Чаше. Исповедоваться можно всегда, в том числе и независимо от причащения – по мере необходимости, в таком случае поститься и читать каноны не нужно.